Использование жаток валковых при раздельном способе уборки
В настоящее время широко распространён раздельный способ уборки зерновых культур, состоящий из двух фаз :
- скашивание хлебной массы и укладка её в валок;
- подбора валков и их обмолота.
Этот способ применяется при повышенной засоренности посевов, неравномерном созревании зерновых культур а также, для сокращения сроков уборки и предотвращения потерь зерна от самоосыпания.
Для скашивания зерновых культур используются валковые жатки.
В связи с этим на отечественных и зарубежных предприятиях с/х машиностроения велись и ведутся работы по созданию, модернизации и выпуску высокопроизводительных жаток.
За период своей деятельности Алтайская МИС провела испытания и дала путёвку в "жизнь" не одной модели жаток различных заводов изготовителей, как отечественного так и зарубежного производства.
За последние годы МИС провела испытания валковых прицепных жаток – ЖВЗ-10,7(10,7М) (Рисунок 1) производства РУП, "Гомельский завод литья и нормалей ", Республика. Беларусь, ЖВП-910 М "Марья", изготовляемая ОАО "Механический завод Калачинский", г. Калачинск Омской области (рисунок 2) и навесных– ЖХТ-9-18 с энергосредством ЕS-1 (рисунок 3), производства ООО "Ростсельмаш" с двигателем D -260 мощностью 100кВт (136л/с) и Mac Don D60 с энергосредством М-105 мощностью 81кВт ( 110л/с) производства Канада (рисунок 4).
Рисунок 1 - Общий вид жатки валковой зерновой ЖВЗ-10,7 и ЖВЗ-10,7М
Рисунок 2 - Общий вид жатки валковой зерновой ЖВП-910М "Марья"
Рисунок 3 – Общий вид жатки-хедера транспортёрной ЖХТ-9-18
с энергосредством ES-1
Рисунок 4- Жатка Mac Don D60
Все эти жатки пользуются большой популярностью у специалистов и механизаторов хозяйств, в особенности жатка ЖВЗ-10,7М с установленным на ней режущим аппаратом типа "Шумахер" (Германия), который позволяет увеличить скорость резания хлебной массы, по сравнению с кривошипно-шатунным механизмом, а следовательно и рабочую скорость агрегата, а также жатка Mac Don D60 за счет своей высокой производительности и надёжности.
Основными недостатками прицепных жаток являются:
- работа только загонным способом с поворотом направо и для её начала необходимо делать первый прокос навесной жаткой;
- невозможность укладки сдвоенных валков;
- вынос мотовил осуществляется механически (вручную) путем перемещения его по направляющим;
- частота вращения мотовил осуществляется также механически. У жаток ЖВЗ-10,7 (10,7М) путём перестановки деталей сменного диска на шкиве промежуточного вала, а у ЖВП – 910М при помощи штока управления вариатором (вращением гайки) , который передвигает подвижный диск, тем самым изменяя положение ремня вариатора;
- комплектация планчатым мотовилом ограничивает применение их на полеглых хлебах и косовице бобовых культур.
К достоинством жаток можно отнести:
- агрегатирование их с тракторами МТЗ 80/82, которые широко применяется в с/х производстве и в течение всего года задействованы на других видах работ;
-относительно небольшая цена;
- удобство перевода из транспортного положение в рабочее и обратно. У ЖВЗ путём установки корпуса жатки на максимальную высоту и поворота сницы в транспортное положение а также поворота правого колеса, с помощью гидроцилиндра. При переводе жатки ЖВП-910М ходовые колёса не поворачиваются, а переустанавливаются в осях на 90°, с помощью гидродомкрата. Перевод из транспортного положения в рабочее у ЖВЗ составляет 3-5 мин у ЖВП 16-20 мин.
Недостатки, которые присущи прицепным жаткам отсутствуют у навесных ЖХТ-9-18, Мас Don D60. Они максимально гидрофицированы. Привод рабочих органов жаток и их регулировки осуществляются с помощью гидромоторов и гидроцилиндров, управление которыми, производится с помощью клавиш на рукоятке ГСТ и пульта управления из кабины энергосредства. Все это значительно облегчает труд механизатора и снижает затраты времени на технологические регулировки.
Фронтальное расположение жаток облегчает процесс управления, по отношению с боковым расположением, что снижает напряженность труда механизатора и позволяет работать челночным способом ,
- агрегат имеет более высокую маневренность.
- возможность использования их на уборке полеглых хлебов и бобовых культур за счет применения в конструкции мотовила эксцентрикового механизма и пальцев граблин по типу "Морозова"
- сдваивание валка данными жатвенными агрегатами способствует обеспечению оптимальной загрузке зерноуборочных комбайнов в условиях низкой урожайности, а следовательно уменьшает сроки уборки и снижает затраты.
Результаты испытаний жаток ,получены в рядовой эксплуатации приведены в табл .
Результаты испытаний жаток.
Показатели
|
Значение показателей
|
ЖВЗ-10.7
|
ЖВЗ-10,7 М
|
ЖВП-910 М "
Марья"
|
ЖХТ-9-18
|
Mac Don D60
|
Состав агрегата
|
МТЗ 80/82
|
МТЗ 80/82
|
МТЗ 80/82
|
энергосредство ES-1
|
энергосредство M-105
|
Масса жатки кг.
|
2605
|
2475
|
2525
|
2180
|
2185
|
Производительность за 1 час времени га/ч:
|
|
- основного времени
|
9,08
|
10,39
|
7,47
|
10,14
|
10,66
|
- сменного
|
7,29
|
8,28
|
5,85
|
8,03
|
8,34
|
Ширина захвата, м:
|
|
- конструкционная
|
10,7
|
10,7
|
9,1
|
9,0
|
9,17
|
- рабочая
|
10,55
|
10,47
|
8,6
|
8,77
|
8,70
|
Рабочая скорость, км/ч
|
8,60
|
9,92
|
8,68
|
11,56
|
12,25
|
Удельный расход топлива за сменное время, кг/ га
|
1,00
|
1,04
|
1,34
|
1,83
|
1,38
|
Потери зерна за валковой жаткой всего,%:
|
0,49
|
0,42
|
0,39
|
0,29
|
0,48
|
Наработка за период испытаний, ч
|
131
|
89
|
67
|
121
|
57
|
Коэффициент готовности:с учетом организационного времени
|
0,95
|
0,99
|
0,91
|
0,95
|
1,0
|
Испытания жаток в хозяйственных условиях проведены в нормальные агротехнические сроки на скашивании и укладке в одинарный валок яровой пшеницы.
Условия испытаний были типичны для степной зоны Алтайского края. Рабочие скорости выбраны в соответствии с нормативной документацией жаток, с учётом качества выполнения технологического процесса по потерям и высоте среза, а также напряженности труда механизатора.
Из прицепных жаток более высокую техническую надежность имеет жаткаЖВЗ-10,7М за счет модернизации и качества изготовления.
Немаловажным фактором при эксплуатации жаток является ремонтопригодность и техническое обслуживание, т.е. жатки типа ЖВЗ,ЖВП можно отремонтировать в условиях хозяйства, а при выходе из строя жаток типа Mac Don ,ЖХТ (особенно по гидросистеме) необходимо привлекать дилерские службы, т.е. увеличивается время на их ремонт . При выходе из строя энергосредсва у прицепных жаток возможна его замена и следовательно дальнейшая эксплуатация, а у жаток Mac Don и ЖХТ практически такой возможности нет.
Данные жатки при всех своих достоинствах и недостатках востребованы . Главную роль здесь играет цена на технику. В зависимости от экономического состояния хозяйства, посевных площадей, людских ресурсов и других условий каждый сельхозтоваропотребитель может осознанно выбрать по своему усмотрению необходимую высокопроизводительную технику для уборки урожая.