МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ РАСТЕНИЕВОДСТВА, МЕХАНИЗАЦИИ, ХИМИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ.

ФГБУ "Алтайская МИС"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗОНАЛЬНАЯ МАШИНОИСПЫТАТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ»

Меню сайта
Категории раздела
Колесные
Гусеничные
Прочие
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
test

Главная » Доска объявлений » Тракторы, энергосредства и мотоблоки » Гусеничные

Трактор сельскохозяйственный гусеничный БЕЛАРУС 2103
Информация | 24.12.2014, 13:11

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

И ОБРАЗОВАНИЯ

А Л Т А Й С К А Я

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗОНАЛЬНАЯ МАШИНОИСПЫТАТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ

 

ОТЧЕТ № 01-76-14 (2010031)

От 23 декабря 2014 г.

выполнения информационной услуги

по результатам квалификационных испытаний

трактора сельскохозяйственного гусеничного

БЕЛАРУС 2103

 

 

Настоящий отчет разработан для предоставления информационной услуги

 

с. Поспелиха, 2014 г.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

 

В В Е Д Е Н И Е

1 НАЗНАЧЕНИЕ ТРАКТОРА

2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ

3 ПЕРЕЧЕНЬ НЕСООТВЕТСТВИЙ ТРАКТОРА ТРЕБОВАНИЯМ НД

4 Оценка эффективности изменений, внесенных в конструкцию  трактора и особенностей конструкции

5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ

6 В Ы В О Д Ы

 

В В Е Д Е Н И Е

 

 

Наименование трактора

Трактор сельскохозяйственный гусеничный

Марка трактора

БЕЛАРУС 2103

Марка двигателя

Д 260. 4S2

Заводской номер трактора

004

Заводской номер двигателя

115836

Год изготовления

2013

Изготовитель

Рубцовский филиал ОАО "НПК "Уралвагонзавод" им. Ф.Э.Дзержинского

Сведения о сертификации

Нет сведений

Период проведения испытаний

31.07.2013 - 09.10.2014

Место проведения испытаний

ФГБУ "Алтайская МИС"

 

           

Испытания трактора сельскохозяйственнго гусеничнго Беларус 2103 проведены на соответствие требованиям ТУ ВУ 101483199.538-2010, утвержденных генеральным конструктором ПО "МТЗ" , РУП "МТЗ" (директором НТЦ ПО"МТЗ" РУП "МТЗ") И.Н. Уссом от 22.10.2012 по программе-методике, утвержденной директором ФГБУ "Алтайская МИС" Р.А. Дергачёвым 10.08.2013.

 

 

1 НАЗНАЧЕНИЕ ТРАКТОРА

 

Трактор сельскохозяйственный гусеничный БЕЛАРУС 2103 (Рисунок 1, 2) предназначен для выполнения различных сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами, а также орудиями с диапазоном тяговых сопротивлений от 30 до 40кН в режиме рабочих скоростей, включая выполнение вспашки средних и тяжелых почв и их рыхление, внесение удобрений, предпосевную обработку почвы, закрытие влаги, боронование, посев, уборку урожая, другие работы общего назначения на переувлажнённых почвах .

В состав трактора входят: рама, кабина, моторно-трансмиссионный блок, карданная передача, задний мост с конечными передачами, ходовая часть, заднее навесное оборудование.

Все сборочные единицы трактора собраны на раме, которая состоит из двух продольных швеллерных лонжеронов, соединенных между собой брусьями с помощью болтовых соединений.

В передней части рамы установлен дизель Д-260.4 S2, производства ОАО "ММЗ", г. Минск, четырехтактный, шестицилиндровый, с рядным расположением цилиндров, жидкостного охлаждения с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха. За дизелем расположен корпус муфты сцепления коробки передач.

Дизель жестко соединен с корпусом муфты сцепления. В корпусе муфты сцепления расположены: привод независимого вала отбора мощности, насос гидрообъёмного механизма поворота и насос гидронавесной системы. Муфта сцепления сухая двухдисковая, постоянно-замкнутого типа.

Коробка передач гидромеханическая, ступенчатая, с шестернями постоянного зацепления, диапазонная (четыре диапазона переднего хода и два диапазона заднего хода) с переключением четырех передач внутри каждого диапазона с помощью электрогидроуправляемых фрикционных муфт. Обеспечивает 16 передач переднего хода и восемь заднего хода, а также привод независимого ВОМ.

Гидрообъемный механизм поворота – двухпоточный, дифференциального типа с бесступенчатым изменением радиуса поворота, однопоточный при прямолинейном движении, двухпоточный при повороте. Он состоит из механизма поворота, гидрообъемного привода, привода управления и редуктора привода насоса. Расположен в корпусе, прикрепленном к коробке передач.

Трактор оборудован задним навесным устройством и ВОМ (Рисунок 3). Для питания потребителей имеется три пары гидровыводов с быстроразъемными муфтами (Рисунок 4). Изменение частоты вращения ВОМ осуществляется за счет сменных хвостовиков.

Посередине рамы трактора расположена теплошумоизолированная кабина каркасного типа (Рисунок 5), оснащенная регулируемым по весу механизатора, подрессоренным сиденьем, а также отопителем, кондиционером, стеклоочистителями и другим, необходимым для создания комфортных условий, оборудованием.

Органы управления, сгруппированные по назначению, расположены справа от водителя (Рисунок 6, 7) и сверху (Рисунок 8, 9).

Рулевая колонка с рулевым колесом, регулируемая по углу наклона и расположенная над щитком приборов с блоком контрольных ламп (Рисунок 10,11) образует единый пост управления.

Система электрооборудования трактора – постоянного тока с номинальным напряжением бортовой сети 12В. Напряжение пусковой системы 24В (от двух АКБ по 12В, соединенных последовательно).

 

Рисунок 1 – Трактор сельскохозяйственный гусеничный БЕЛАРУС 2103 спереди слева

Рисунок 2 – Трактор сельскохозяйственный гусеничный БЕЛАРУС 2103 сзади слева


Рисунок 3 – Заднее навесное устройство с выводом заднего ВОМ

Рисунок 4 – Гидровыводы с быстроразъемными муфтами

Рисунок 5 – Кабина трактора

Рисунок 6 – Органы управления и рулевая колонка с сиденьем водителя.

                                                                 

Рисунок 7 – Органы управления

 

Рисунок 8 – Блок выключателей (передних и задник рабочих фар крыши кабины стеклоочистителя и стеклоомывателя заднего стекла.

                                                               


Рисунок 9 – Пульт управления кондиционером.

                                                                                                   

 
   


Рисунок 10 – Щиток приборов.

 

Рисунок 11 – Блок контрольных ламп 

 

Кроме того, трактор снабжен двумя фарами дальнего и ближнего света, установленными на радиаторной решетке трактора, звуковыми сигналами, фонарем освещения номерного знака, передними и задними габаритными огнями, указателями поворотов, стоп-сигналами, плафоном в кабине, штепсельным разъемом для подключения сельхозмашин и прицепов.

Управление задним навесным устройством осуществляется либо с основного пульта (Рисунок 12), находящегося в кабине трактора, либо с выносных кнопок управления, расположенных сзади трактора на крыле (Рисунок 13).

Для освещения рабочей зоны на тракторе установлено восемь фар, из них шесть расположены на крыше: две передние четыре задние.

Рисунок 12 – Пульт управления ЗНУ

Рисунок 13 – Выносной пульт управления ЗНУ

 

 

2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ

 

2.1 Показатели назначения

 

Показатель

Значение показателя по:

НД

данным

испытаний

1

2

3

Техническая характеристика трактора

Тип трактора

гусеничный

гусеничный

Тип двигателя

Шестицилиндровый, четырехтактный дизель жидкостного охлаждения  с турбонаддувом

Мощность двигателя на ВОМ, кВт (при регламентированной частоте вращения коленвала)

Нет данных

151,9

Габаритные размеры трактора, мм:

 

 

- длина с передними балластными грузами

6250±50

6280

- ширина

2100±30

2120

- высота

2960±30

3000

База, мм

2300±30

2290

Колея, мм:

1600±20

1620

Дорожный просвет, мм:

320±30

360

Масса трактора, кг

 

 

- конструкционная

11140 ± 200

11130

- эксплуатационная без балласта

Нет данных

11990

- эксплуатационная с полным балластом

12000 ± 200

12440

Распределение массы трактора по опорам, кг:

 

 

- правая гусеница

Нет данных

6050

- левая гусеница

То же

6390

Среднее статистическое удельное давление на почву  (расчётное), кПа

52

51

Удельная материалоёмкость, кг/кВт

Нет данных

82,27

Диапазон скоростей движения, км/ч:

 

 

- переднего хода

От 3,08 до 26,12

От 3,07 до 26,10

- заднего хода

От 4,21 до 14,47

От 4,20 до 14,45

Число передач:

 

 

- вперед

16

16

- назад

8

8

Заправочные ёмкости трактора, л:

 

 

- топливный бак

500

500

- система охлаждения

49

49

- картер двигателя

22

22

- силовая передача, всего

61

61

в том числе:

 

 

коробка передач

40

40

задний мост и ВОМ

12

12

конечные передачи

9

9

- гидронавесная система

70

70

- гидросистема гидростатической передачи механизма поворота

45

45

- привод управления сцеплением

0,8

0,8

- ходовая система

4,4

4,4

Длительность непрерывной работы трактора без дозаправки топливом при загрузке двигателя по ГОСТ 19677-87, ч

10

11,2

Наименьший радиус поворота, м

3,1

3,2

Гусеница, тип

Металлическая с РМШ

Ширина гусеницы, мм

500

500

Мощностные и топливно-экономические показатели двигателя

Показатели работы трактора при стандартной частоте вращения ВОМ (1000±25мин-1):

 

 

- максимальная мощность, кВт

Нет данных

151,9

- частота вращения коленвала двигателя, об/мин:

1910

1914

- частота вращения ВОМ, об/мин

1000±25

1000

- удельный расход топлива при максимальной мощности, г/кВт.ч

"

237

Показатели двигателя:

 

 

- максимальная мощность двигателя в комплектации, соответствующей эксплуатационной мощности, кВт

148,6±3

151,2

- частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальной мощности, об/мин

2100+40-25

2090

- часовой расход топлива при максимальной мощности, кг/ч

Нет данных

38,3

- удельный расход топлива при максимальной мощности, г/кВт-ч

249±3%

253,3

- корректорный коэффициент запаса крутящего момента, %

30, не менее

54

- максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, об/мин

2270* не более

2252

- часовой расход топлива при максимальной частоте вращения холостого хода, кг/ч

Нет данных

15,7

- расход масла на угар, %(за 10 часовой угарный цикл на стенде с фиксированной нагрузкой)

0,4+0,2

0.52

* Данные ТУ РБ 101326441.142-2004 на дизели

 

 

Показатели гидравлической навесной системы (ГНС) трактора

Максимальная масса поднимаемого груза, кг

5500*

4435

Время подъема навесного устройства с грузом, с

5

9,8

Время опускания груза, с

Нет данных

2,07

Рабочий ход оси подвеса, соответствующий полному ходу поршня цилиндра, мм

То же

680

Давление рабочей жидкости перед предохранительным клапаном при подъёме труза максимальной массы, МПа

20,0-0,2

15

Минимальное расстояние от опорной поверхности до оси подвеса в нижнем положении, мм

Нет данных

90

Условный объемный коэффициент гидросистемы

0,75**, не менее

0,51

*   Масса поднимаемого груза на оси подвеса

 

 

** Данные ГОСТ 30746-2001

 

 

Тяговые показатели трактора

При максимальной тяговой мощности

Нет данных

94,04

При максимальном тяговом усилии

То же

76,50

 

 

 

3  ПЕРЕЧЕНЬ НЕСООТВЕТСТВИЙ ТРАКТОРА ТРЕБОВАНИЯМ НД

 

Наименование показателя и номер пункта ТУ

Значение показателя по:

ТУ

данные испытаний

1

2

3

п.1.1.1. Основные параметры и характеристики .

Трактор должен соответствовать требованиям настоящих технических условий, комплекта документации согласно 2103 и контракту (документу, его заменяющему) на поставку трактора

В процессе испытания выявлено 17 несоответствия по данному пункту ( см. раздел 2.1.2 и приложение А)

п.1.1.2.16 Масса с передними балластными грузами, кг:

 …..- эксплуатационная

12000±200

12440

п.1.1.2.25 Удельная суммарная трудоёмкость ТО, чел-ч

0,02, не более

0,042

п.1.1.2.26 Средняя наработка на отказ  II и III групп сложности в течении гарантийного срока с лужбы трактора, м.ч

350, не менее

46,7

п.1.3.1 Комплектность

Трактор должен быть полностью собранным и укомплектованным в соответствии с требованиями КД и настоящих ТУ

В процессе испытаний выявлено:

- отсутствие нижних болтов крепления верхней правой подножки;

- в нижней части защитных кожухов гидронатяжителей гусениц отсутствовали передние болты;

- отсутствие болтов крепления защитного кожуха между кабиной и рамой трактора с левой стороны.

п.1.3.2 Комплектность

Должен входить  комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП) одиночный согласно 2103-9500010

В комплект ЗИП не приложены: фильтроэлемента 80-1716080, фильтроэлемента 6777449, главного элемента воздушного фильтра и т.д. всего 24 шт.

п.1.4.2 Маркировка трактора

На задней стенке кабины справа должна быть закреплена фирменная табличка, содержащая текс в соответствии с КД

Фирменная табличка на тракторе отсутствует

п.2.1.1 Требования к кабине и рабочему месту оператора

Расположение педалей управления должны соответствовать ГОСТ 12.2.120

Расстояние между кромками педалей тормоза – 25мм, при норме от 5 до 20мм

 

Система кондиционирования воздуха должна обеспечивать снижение температуры на рабочем месте оператора не менее чем на 11 ˚С ниже температуры окружающей среды

При испытаниях рабочих характеристик кондиционера, на рабочем месте оператора, получено снижение температуры на 4˚С

п.2.1.2 Требования к параметрам производствен-ной среды

Уровни общей и локальной вибрации, создаваемые трактором, должны соответствовать ГОСТ 12.1.012

Параметры вибрации на сидении и рулевом колесе превышают допустимые нормы при частоте 1Гц и 16Гц, соответственно

п.2.1.9 требования безопасности

Электрооборудование трактора должно соответствовать ГОСТ 12.2.019

На тракторе отсутствует разъём для подключения переносной лампы

 

 

В процессе испытания трактора выявлено 30 недостатков по десяти пунктам ТУ.

 

 

4 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В КОНСТРУКЦИЮ ТРАКТОРА И ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

 

 

Описание конструкционных

изменений (особенности конструкции)

 

Оценка эффективности

Маслопровод 1525 – 4637020 и маслопровод 2022-2401540-01 заменены, изготовлены переходники на одном конце резьба под штуцер РВД, к другой стороне приварена головка (вышедшего из строя маслопровода) с целью повышения надежности.

Изменение эффективно, отказов не наблюдалось.

Патрубок 082-4607022-61 заменен.

Изготовлен переходник с резьбой под штуцер РВД, к которому приварен штуцер вышедшего из строя патрубка.

Изменение эффективно, отказов не наблюдалось.

 

5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ

 

Трактор доставлен на МИС автотранспортом завода изготовителя в собранном виде 30 июля 2013 года. При транспортировке было повреждено заднее правое крыло (Рисунок 14).

При проверке комплектности выявлено:

- комплект прилагаемых к трактору запасных частей, инструмента и принадлежностей не соответствовал упаковочным документам, ряд запасных частей отсутствовал, в том числе: фильтроэлемент 80-1716080, фильтроэлемент 6777449, главный элемент воздушного фильтра и т.д., всего 24 наименования;

- отсутствие болтов крепления защитного кожуха между кабиной и рамой трактора с левой стороны – 1шт, с правой-4шт.;

- отсутствие нижних болтов крепления верхней правой подножки (Рисунок 15);

- в нижней части защитных кожухов гидронатяжителей гусениц отсутствовали передние болты (Рисунок 16).

Всё недостающее было представлено заводом-изготовителем позднее.

С трактором представлена следующая техническая документация:

- технические условия на двигатель ТУ РБ 101326441.142–2004 в электронной форме;

- технические условия на трактор ТУ ВУ 101483199.538-2010;

- руководство по эксплуатации 2103–0000010 РЭ;

- упаковочный лист;

- паспорт 2103-0000010 ПС;

- сервисная книжка 2103-0000010 СК;

- каталог деталей и сборочных единиц 2103-0000010 КДС.

 

 

Рисунок 14 – Вмятина на заднем правом крыле

 

 

Рисунок 15 – Отсутствие нижних болтов крепления верхней правой подножки

 

 

 

Рисунок 16 – В нижней части защитных кожухов гидронатяжителей гусениц отсутствовали передние болты

 

 

Технические условия имеют необходимые разделы с полным изложением, но имеется следующее отступление от требований  ГОСТ 2.114-95 по пункту 4.1 - отсутствует раздел "Требования охраны окружающей среды".

Руководство по эксплуатации достаточно полно освещает вопросы досборки трактора и ввода его в эксплуатацию. В нем подробно изложено устройство узлов трактора, операции и порядок технического обслуживания, регулировки узлов и текущий ремонт агрегатов. Приведены чертежи, рисунки и таблицы, поясняющие тексты. В таблице 4 в колонке "Основные масла" приведены зарубежные марки масел, а в колонке "Зарубежные масла" ничего не приводится и т.д..

Руководство по эксплуатации выполнено с отступлением от требований ГОСТ 27388-87 по следующим пунктам.

п.1.1 Позиции на рисунках не соответствуют позициям в тексте описания;

п.1.5 Нечеткое изображение рисунков;

п.11.1 Отсутствуют разделы "Свидетельство о приемке" и "Гарантии изготовителя".

Следует отметить, что сервисная книжка трактора не заполнена, а паспорт частично.

При проведении первичной технической экспертизы установлено следующее:

- лакокрасочные покрытия соответствовуют требованиям ГОСТ 6572-91 по толщине и адгезии. Толщина составила 35-55 мкм, адгезия задней навески и рамы два балла, площадки обслуживающего персонала один балл (норматив – 2 балла, не более);

- качество сварных соединений удовлетворительное;

- болтовые соединения имеют антикоррозионное покрытие;

- емкости заправлены соответствующими горюче-смазочными материалами;

- контрольные приборы на панели находились в исправном состоянии, их показания соответствовали требованиям руководства по эксплуатации кроме показания уровня топлива из-за неисправности датчика уровня топлива ;

- органы управления и сигнализации исправны;

 

В результате проведённых испытаний установлено, что мощностные и топливно-экономические показатели соответствуют требованиям, заявленным в ТУ.

 

Масса поднимаемого груза, определенная по ГОСТ 30746-2001, составила 4435кг, что ниже требований ТУ – 5500кг, время подъёма ЗНУ с грузом составила 9,8с, при норме по ТУ - 5с, не более .

Условный объемный коэффициент гидросистемы составил 0,51, перемещение массы груза в течение 30 мин составила 30мм, что вполне удовлетворительно.

Гидронавесная система, в основном, не соответствует требованиям ТУ

 

Тяговые испытания проведены на одном фоне - поле, подготовленном под посев.

В качестве загрузочного устройства использовалась динамометрическая лаборатория ДЛ-10 на базе трелёвочного трактора ТТ-4. Регистрация параметров осуществлялась малогабаритной измерительной аппаратурой ЭМА-П с набором необходимых датчиков.

Наибольшую тяговую мощность 78,67кВт, при номинальной частоте коленвала двигателя, трактор развивает на первой передаче AH диапазона при скорости движения 4,84км/ч и тяговом усилии 58,49кН. При этом условный тяговый КПД равен 0,52, т.е. тяговые показатели трактора, при его использовании на указанных режимах ухудшаются.

Учитывая то, что рабочие скорости современных сельскохозяйственных машин находятся в пределах от 6 до 12км\ч, следует для увеличения скорости движения агрегатов либо снизить массу трактора, либо установить более мощный двигатель, так как буксование незначительно.

 

В ходе испытаний установлено четыре несоответствия трактора гусеничного БЕЛАРУС 2103 требованиям ССБТ.

Параметры вибрации на сидении и рулевом колесе превышают допустимые нормы.

На тракторе нет разъёма для подключения переносной лампы, хотя в электрической схеме РЭ разъём есть – это несоответствие легкоустранимое.

Расстояние между блокируемыми педалями тормоза превышает допустимые нормы на 5мм. Превышение незначительно и легко устраняется.

Трактор оборудован всеми средствами, для безопасного доступа на рабочее место оператора – ступенями и поручнями, на рабочем месте (за сиденьем) имеется крепление для огнетушителя и табличка с порядком операций пожаротушения. Кабина имеет большую площадь остекления, что хорошо с точки зрения обзорности, но некомфортно в жаркие солнечные дни – одного переднего противосолнечного козырька недостаточно, оператор не может защитить себя от солнечных лучей. Как вариант следует рассмотреть тонирование стёкол или установку солнцезащитных шторок.

Расположение органов управления не вызывает затруднений и в целом удобно в эксплуатации.

В процессе испытаний в конструкцию машины были внесены изменения (см.Раздел 4 )

 

 

6 В Ы В О Д Ы

 

 

Трактор сельскохозяйственный гусеничный БЕЛАРУС 2103 не полностью соответствует требованиям НД по показателям назначения и безопасности, не полностью соответствует современным требованиям сельскохозяйственного производства.

Требуются корректирующие мероприятия по устранению несоответствий

 

 

 

Директор                                                                 Р.А. Дергачев

 

            Главный инженер                                                   А.И. Ефанов

 

            Заведующий КИЛ                                                   Г.В. Ячменев

 

            Начальник отдела                                                   В.Ф. Артюков

            испытаний с/х машин

 

            Ведущий инженер                                                  А.В. Площенко

 

Добавил: admin | | Теги: Трактор сельскохозяйственный гусени
Просмотров: 2401 | Рейтинг: 0.0/0
Трактор Versatile 2375
Стартовал конкурс
«Лучшая сельскохозяйственная машина года – 2019»
Прием заявок
НАМ 60 ЛЕТ!



Copyright ФГБУ Алтайская МИС © 2020
Эмблема

659702, Алтайский край, с. Поспелиха, ул. Социалистическая, 17

Факс: (38556) 23-5-56 Тел.: (38556) 23-3-37 Е-mail: altmis@narod.ru

SkypeМой статус