МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
И ОБРАЗОВАНИЯ
А Л Т А Й С К А Я
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗОНАЛЬНАЯ МАШИНОИСПЫТАТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ
ОТЧЕТ № 01-76-14 (2010031)
От 23 декабря 2014 г.
выполнения информационной услуги
по результатам квалификационных испытаний
трактора сельскохозяйственного гусеничного
БЕЛАРУС 2103
Настоящий отчет разработан для предоставления информационной услуги
с. Поспелиха, 2014 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
В В Е Д Е Н И Е
1 НАЗНАЧЕНИЕ ТРАКТОРА
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
3 ПЕРЕЧЕНЬ НЕСООТВЕТСТВИЙ ТРАКТОРА ТРЕБОВАНИЯМ НД
4 Оценка эффективности изменений, внесенных в конструкцию трактора и особенностей конструкции
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ
6 В Ы В О Д Ы
В В Е Д Е Н И Е
Наименование трактора
|
Трактор сельскохозяйственный гусеничный
|
Марка трактора
|
БЕЛАРУС 2103
|
Марка двигателя
|
Д 260. 4S2
|
Заводской номер трактора
|
004
|
Заводской номер двигателя
|
115836
|
Год изготовления
|
2013
|
Изготовитель
|
Рубцовский филиал ОАО "НПК "Уралвагонзавод" им. Ф.Э.Дзержинского
|
Сведения о сертификации
|
Нет сведений
|
Период проведения испытаний
|
31.07.2013 - 09.10.2014
|
Место проведения испытаний
|
ФГБУ "Алтайская МИС"
|
Испытания трактора сельскохозяйственнго гусеничнго Беларус 2103 проведены на соответствие требованиям ТУ ВУ 101483199.538-2010, утвержденных генеральным конструктором ПО "МТЗ" , РУП "МТЗ" (директором НТЦ ПО"МТЗ" РУП "МТЗ") И.Н. Уссом от 22.10.2012 по программе-методике, утвержденной директором ФГБУ "Алтайская МИС" Р.А. Дергачёвым 10.08.2013.
1 НАЗНАЧЕНИЕ ТРАКТОРА
Трактор сельскохозяйственный гусеничный БЕЛАРУС 2103 (Рисунок 1, 2) предназначен для выполнения различных сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами, а также орудиями с диапазоном тяговых сопротивлений от 30 до 40кН в режиме рабочих скоростей, включая выполнение вспашки средних и тяжелых почв и их рыхление, внесение удобрений, предпосевную обработку почвы, закрытие влаги, боронование, посев, уборку урожая, другие работы общего назначения на переувлажнённых почвах .
В состав трактора входят: рама, кабина, моторно-трансмиссионный блок, карданная передача, задний мост с конечными передачами, ходовая часть, заднее навесное оборудование.
Все сборочные единицы трактора собраны на раме, которая состоит из двух продольных швеллерных лонжеронов, соединенных между собой брусьями с помощью болтовых соединений.
В передней части рамы установлен дизель Д-260.4 S2, производства ОАО "ММЗ", г. Минск, четырехтактный, шестицилиндровый, с рядным расположением цилиндров, жидкостного охлаждения с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха. За дизелем расположен корпус муфты сцепления коробки передач.
Дизель жестко соединен с корпусом муфты сцепления. В корпусе муфты сцепления расположены: привод независимого вала отбора мощности, насос гидрообъёмного механизма поворота и насос гидронавесной системы. Муфта сцепления сухая двухдисковая, постоянно-замкнутого типа.
Коробка передач гидромеханическая, ступенчатая, с шестернями постоянного зацепления, диапазонная (четыре диапазона переднего хода и два диапазона заднего хода) с переключением четырех передач внутри каждого диапазона с помощью электрогидроуправляемых фрикционных муфт. Обеспечивает 16 передач переднего хода и восемь заднего хода, а также привод независимого ВОМ.
Гидрообъемный механизм поворота – двухпоточный, дифференциального типа с бесступенчатым изменением радиуса поворота, однопоточный при прямолинейном движении, двухпоточный при повороте. Он состоит из механизма поворота, гидрообъемного привода, привода управления и редуктора привода насоса. Расположен в корпусе, прикрепленном к коробке передач.
Трактор оборудован задним навесным устройством и ВОМ (Рисунок 3). Для питания потребителей имеется три пары гидровыводов с быстроразъемными муфтами (Рисунок 4). Изменение частоты вращения ВОМ осуществляется за счет сменных хвостовиков.
Посередине рамы трактора расположена теплошумоизолированная кабина каркасного типа (Рисунок 5), оснащенная регулируемым по весу механизатора, подрессоренным сиденьем, а также отопителем, кондиционером, стеклоочистителями и другим, необходимым для создания комфортных условий, оборудованием.
Органы управления, сгруппированные по назначению, расположены справа от водителя (Рисунок 6, 7) и сверху (Рисунок 8, 9).
Рулевая колонка с рулевым колесом, регулируемая по углу наклона и расположенная над щитком приборов с блоком контрольных ламп (Рисунок 10,11) образует единый пост управления.
Система электрооборудования трактора – постоянного тока с номинальным напряжением бортовой сети 12В. Напряжение пусковой системы 24В (от двух АКБ по 12В, соединенных последовательно).
Рисунок 1 – Трактор сельскохозяйственный гусеничный БЕЛАРУС 2103 спереди слева
Рисунок 2 – Трактор сельскохозяйственный гусеничный БЕЛАРУС 2103 сзади слева
Рисунок 3 – Заднее навесное устройство с выводом заднего ВОМ
Рисунок 4 – Гидровыводы с быстроразъемными муфтами
Рисунок 5 – Кабина трактора
Рисунок 6 – Органы управления и рулевая колонка с сиденьем водителя.
Рисунок 7 – Органы управления
Рисунок 8 – Блок выключателей (передних и задник рабочих фар крыши кабины стеклоочистителя и стеклоомывателя заднего стекла.
Рисунок 9 – Пульт управления кондиционером.
Рисунок 10 – Щиток приборов.
Рисунок 11 – Блок контрольных ламп
Кроме того, трактор снабжен двумя фарами дальнего и ближнего света, установленными на радиаторной решетке трактора, звуковыми сигналами, фонарем освещения номерного знака, передними и задними габаритными огнями, указателями поворотов, стоп-сигналами, плафоном в кабине, штепсельным разъемом для подключения сельхозмашин и прицепов.
Управление задним навесным устройством осуществляется либо с основного пульта (Рисунок 12), находящегося в кабине трактора, либо с выносных кнопок управления, расположенных сзади трактора на крыле (Рисунок 13).
Для освещения рабочей зоны на тракторе установлено восемь фар, из них шесть расположены на крыше: две передние четыре задние.
Рисунок 12 – Пульт управления ЗНУ
Рисунок 13 – Выносной пульт управления ЗНУ
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1 Показатели назначения
Показатель
|
Значение показателя по:
|
НД
|
данным
испытаний
|
1
|
2
|
3
|
Техническая характеристика трактора
|
Тип трактора
|
гусеничный
|
гусеничный
|
Тип двигателя
|
Шестицилиндровый, четырехтактный дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом
|
Мощность двигателя на ВОМ, кВт (при регламентированной частоте вращения коленвала)
|
Нет данных
|
151,9
|
Габаритные размеры трактора, мм:
|
|
|
- длина с передними балластными грузами
|
6250±50
|
6280
|
- ширина
|
2100±30
|
2120
|
- высота
|
2960±30
|
3000
|
База, мм
|
2300±30
|
2290
|
Колея, мм:
|
1600±20
|
1620
|
Дорожный просвет, мм:
|
320±30
|
360
|
Масса трактора, кг
|
|
|
- конструкционная
|
11140 ± 200
|
11130
|
- эксплуатационная без балласта
|
Нет данных
|
11990
|
- эксплуатационная с полным балластом
|
12000 ± 200
|
12440
|
Распределение массы трактора по опорам, кг:
|
|
|
- правая гусеница
|
Нет данных
|
6050
|
- левая гусеница
|
То же
|
6390
|
Среднее статистическое удельное давление на почву (расчётное), кПа
|
52
|
51
|
Удельная материалоёмкость, кг/кВт
|
Нет данных
|
82,27
|
Диапазон скоростей движения, км/ч:
|
|
|
- переднего хода
|
От 3,08 до 26,12
|
От 3,07 до 26,10
|
- заднего хода
|
От 4,21 до 14,47
|
От 4,20 до 14,45
|
Число передач:
|
|
|
- вперед
|
16
|
16
|
- назад
|
8
|
8
|
Заправочные ёмкости трактора, л:
|
|
|
- топливный бак
|
500
|
500
|
- система охлаждения
|
49
|
49
|
- картер двигателя
|
22
|
22
|
- силовая передача, всего
|
61
|
61
|
в том числе:
|
|
|
коробка передач
|
40
|
40
|
задний мост и ВОМ
|
12
|
12
|
конечные передачи
|
9
|
9
|
- гидронавесная система
|
70
|
70
|
- гидросистема гидростатической передачи механизма поворота
|
45
|
45
|
- привод управления сцеплением
|
0,8
|
0,8
|
- ходовая система
|
4,4
|
4,4
|
Длительность непрерывной работы трактора без дозаправки топливом при загрузке двигателя по ГОСТ 19677-87, ч
|
10
|
11,2
|
Наименьший радиус поворота, м
|
3,1
|
3,2
|
Гусеница, тип
|
Металлическая с РМШ
|
Ширина гусеницы, мм
|
500
|
500
|
Мощностные и топливно-экономические показатели двигателя
|
Показатели работы трактора при стандартной частоте вращения ВОМ (1000±25мин-1):
|
|
|
- максимальная мощность, кВт
|
Нет данных
|
151,9
|
- частота вращения коленвала двигателя, об/мин:
|
1910
|
1914
|
- частота вращения ВОМ, об/мин
|
1000±25
|
1000
|
- удельный расход топлива при максимальной мощности, г/кВт.ч
|
"
|
237
|
Показатели двигателя:
|
|
|
- максимальная мощность двигателя в комплектации, соответствующей эксплуатационной мощности, кВт
|
148,6±3
|
151,2
|
- частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальной мощности, об/мин
|
2100+40-25
|
2090
|
- часовой расход топлива при максимальной мощности, кг/ч
|
Нет данных
|
38,3
|
- удельный расход топлива при максимальной мощности, г/кВт-ч
|
249±3%
|
253,3
|
- корректорный коэффициент запаса крутящего момента, %
|
30, не менее
|
54
|
- максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, об/мин
|
2270* не более
|
2252
|
- часовой расход топлива при максимальной частоте вращения холостого хода, кг/ч
|
Нет данных
|
15,7
|
- расход масла на угар, %(за 10 часовой угарный цикл на стенде с фиксированной нагрузкой)
|
0,4+0,2
|
0.52
|
* Данные ТУ РБ 101326441.142-2004 на дизели
|
|
|
Показатели гидравлической навесной системы (ГНС) трактора
|
Максимальная масса поднимаемого груза, кг
|
5500*
|
4435
|
Время подъема навесного устройства с грузом, с
|
5
|
9,8
|
Время опускания груза, с
|
Нет данных
|
2,07
|
Рабочий ход оси подвеса, соответствующий полному ходу поршня цилиндра, мм
|
То же
|
680
|
Давление рабочей жидкости перед предохранительным клапаном при подъёме труза максимальной массы, МПа
|
20,0-0,2
|
15
|
Минимальное расстояние от опорной поверхности до оси подвеса в нижнем положении, мм
|
Нет данных
|
90
|
Условный объемный коэффициент гидросистемы
|
0,75**, не менее
|
0,51
|
* Масса поднимаемого груза на оси подвеса
|
|
|
** Данные ГОСТ 30746-2001
|
|
|
Тяговые показатели трактора
|
При максимальной тяговой мощности
|
Нет данных
|
94,04
|
При максимальном тяговом усилии
|
То же
|
76,50
|
3 ПЕРЕЧЕНЬ НЕСООТВЕТСТВИЙ ТРАКТОРА ТРЕБОВАНИЯМ НД
Наименование показателя и номер пункта ТУ
|
Значение показателя по:
|
ТУ
|
данные испытаний
|
1
|
2
|
3
|
п.1.1.1. Основные параметры и характеристики .
|
Трактор должен соответствовать требованиям настоящих технических условий, комплекта документации согласно 2103 и контракту (документу, его заменяющему) на поставку трактора
|
В процессе испытания выявлено 17 несоответствия по данному пункту ( см. раздел 2.1.2 и приложение А)
|
п.1.1.2.16 Масса с передними балластными грузами, кг:
…..- эксплуатационная
|
12000±200
|
12440
|
п.1.1.2.25 Удельная суммарная трудоёмкость ТО, чел-ч
|
0,02, не более
|
0,042
|
п.1.1.2.26 Средняя наработка на отказ II и III групп сложности в течении гарантийного срока с лужбы трактора, м.ч
|
350, не менее
|
46,7
|
п.1.3.1 Комплектность
|
Трактор должен быть полностью собранным и укомплектованным в соответствии с требованиями КД и настоящих ТУ
|
В процессе испытаний выявлено:
- отсутствие нижних болтов крепления верхней правой подножки;
- в нижней части защитных кожухов гидронатяжителей гусениц отсутствовали передние болты;
- отсутствие болтов крепления защитного кожуха между кабиной и рамой трактора с левой стороны.
|
п.1.3.2 Комплектность
|
Должен входить комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП) одиночный согласно 2103-9500010
|
В комплект ЗИП не приложены: фильтроэлемента 80-1716080, фильтроэлемента 6777449, главного элемента воздушного фильтра и т.д. всего 24 шт.
|
п.1.4.2 Маркировка трактора
|
На задней стенке кабины справа должна быть закреплена фирменная табличка, содержащая текс в соответствии с КД
|
Фирменная табличка на тракторе отсутствует
|
п.2.1.1 Требования к кабине и рабочему месту оператора
|
Расположение педалей управления должны соответствовать ГОСТ 12.2.120
|
Расстояние между кромками педалей тормоза – 25мм, при норме от 5 до 20мм
|
|
Система кондиционирования воздуха должна обеспечивать снижение температуры на рабочем месте оператора не менее чем на 11 ˚С ниже температуры окружающей среды
|
При испытаниях рабочих характеристик кондиционера, на рабочем месте оператора, получено снижение температуры на 4˚С
|
п.2.1.2 Требования к параметрам производствен-ной среды
|
Уровни общей и локальной вибрации, создаваемые трактором, должны соответствовать ГОСТ 12.1.012
|
Параметры вибрации на сидении и рулевом колесе превышают допустимые нормы при частоте 1Гц и 16Гц, соответственно
|
п.2.1.9 требования безопасности
|
Электрооборудование трактора должно соответствовать ГОСТ 12.2.019
|
На тракторе отсутствует разъём для подключения переносной лампы
|
В процессе испытания трактора выявлено 30 недостатков по десяти пунктам ТУ.
4 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В КОНСТРУКЦИЮ ТРАКТОРА И ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Описание конструкционных
изменений (особенности конструкции)
|
Оценка эффективности
|
Маслопровод 1525 – 4637020 и маслопровод 2022-2401540-01 заменены, изготовлены переходники на одном конце резьба под штуцер РВД, к другой стороне приварена головка (вышедшего из строя маслопровода) с целью повышения надежности.
|
Изменение эффективно, отказов не наблюдалось.
|
Патрубок 082-4607022-61 заменен.
Изготовлен переходник с резьбой под штуцер РВД, к которому приварен штуцер вышедшего из строя патрубка.
|
Изменение эффективно, отказов не наблюдалось.
|
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ
Трактор доставлен на МИС автотранспортом завода изготовителя в собранном виде 30 июля 2013 года. При транспортировке было повреждено заднее правое крыло (Рисунок 14).
При проверке комплектности выявлено:
- комплект прилагаемых к трактору запасных частей, инструмента и принадлежностей не соответствовал упаковочным документам, ряд запасных частей отсутствовал, в том числе: фильтроэлемент 80-1716080, фильтроэлемент 6777449, главный элемент воздушного фильтра и т.д., всего 24 наименования;
- отсутствие болтов крепления защитного кожуха между кабиной и рамой трактора с левой стороны – 1шт, с правой-4шт.;
- отсутствие нижних болтов крепления верхней правой подножки (Рисунок 15);
- в нижней части защитных кожухов гидронатяжителей гусениц отсутствовали передние болты (Рисунок 16).
Всё недостающее было представлено заводом-изготовителем позднее.
С трактором представлена следующая техническая документация:
- технические условия на двигатель ТУ РБ 101326441.142–2004 в электронной форме;
- технические условия на трактор ТУ ВУ 101483199.538-2010;
- руководство по эксплуатации 2103–0000010 РЭ;
- упаковочный лист;
- паспорт 2103-0000010 ПС;
- сервисная книжка 2103-0000010 СК;
- каталог деталей и сборочных единиц 2103-0000010 КДС.
Рисунок 14 – Вмятина на заднем правом крыле
Рисунок 15 – Отсутствие нижних болтов крепления верхней правой подножки
Рисунок 16 – В нижней части защитных кожухов гидронатяжителей
гусениц отсутствовали передние болты
Технические условия имеют необходимые разделы с полным изложением, но имеется следующее отступление от требований ГОСТ 2.114-95 по пункту 4.1 - отсутствует раздел "Требования охраны окружающей среды".
Руководство по эксплуатации достаточно полно освещает вопросы досборки трактора и ввода его в эксплуатацию. В нем подробно изложено устройство узлов трактора, операции и порядок технического обслуживания, регулировки узлов и текущий ремонт агрегатов. Приведены чертежи, рисунки и таблицы, поясняющие тексты. В таблице 4 в колонке "Основные масла" приведены зарубежные марки масел, а в колонке "Зарубежные масла" ничего не приводится и т.д..
Руководство по эксплуатации выполнено с отступлением от требований ГОСТ 27388-87 по следующим пунктам.
п.1.1 Позиции на рисунках не соответствуют позициям в тексте описания;
п.1.5 Нечеткое изображение рисунков;
п.11.1 Отсутствуют разделы "Свидетельство о приемке" и "Гарантии изготовителя".
Следует отметить, что сервисная книжка трактора не заполнена, а паспорт частично.
При проведении первичной технической экспертизы установлено следующее:
- лакокрасочные покрытия соответствовуют требованиям ГОСТ 6572-91 по толщине и адгезии. Толщина составила 35-55 мкм, адгезия задней навески и рамы два балла, площадки обслуживающего персонала один балл (норматив – 2 балла, не более);
- качество сварных соединений удовлетворительное;
- болтовые соединения имеют антикоррозионное покрытие;
- емкости заправлены соответствующими горюче-смазочными материалами;
- контрольные приборы на панели находились в исправном состоянии, их показания соответствовали требованиям руководства по эксплуатации кроме показания уровня топлива из-за неисправности датчика уровня топлива ;
- органы управления и сигнализации исправны;
В результате проведённых испытаний установлено, что мощностные и топливно-экономические показатели соответствуют требованиям, заявленным в ТУ.
Масса поднимаемого груза, определенная по ГОСТ 30746-2001, составила 4435кг, что ниже требований ТУ – 5500кг, время подъёма ЗНУ с грузом составила 9,8с, при норме по ТУ - 5с, не более .
Условный объемный коэффициент гидросистемы составил 0,51, перемещение массы груза в течение 30 мин составила 30мм, что вполне удовлетворительно.
Гидронавесная система, в основном, не соответствует требованиям ТУ
Тяговые испытания проведены на одном фоне - поле, подготовленном под посев.
В качестве загрузочного устройства использовалась динамометрическая лаборатория ДЛ-10 на базе трелёвочного трактора ТТ-4. Регистрация параметров осуществлялась малогабаритной измерительной аппаратурой ЭМА-П с набором необходимых датчиков.
Наибольшую тяговую мощность 78,67кВт, при номинальной частоте коленвала двигателя, трактор развивает на первой передаче AH диапазона при скорости движения 4,84км/ч и тяговом усилии 58,49кН. При этом условный тяговый КПД равен 0,52, т.е. тяговые показатели трактора, при его использовании на указанных режимах ухудшаются.
Учитывая то, что рабочие скорости современных сельскохозяйственных машин находятся в пределах от 6 до 12км\ч, следует для увеличения скорости движения агрегатов либо снизить массу трактора, либо установить более мощный двигатель, так как буксование незначительно.
В ходе испытаний установлено четыре несоответствия трактора гусеничного БЕЛАРУС 2103 требованиям ССБТ.
Параметры вибрации на сидении и рулевом колесе превышают допустимые нормы.
На тракторе нет разъёма для подключения переносной лампы, хотя в электрической схеме РЭ разъём есть – это несоответствие легкоустранимое.
Расстояние между блокируемыми педалями тормоза превышает допустимые нормы на 5мм. Превышение незначительно и легко устраняется.
Трактор оборудован всеми средствами, для безопасного доступа на рабочее место оператора – ступенями и поручнями, на рабочем месте (за сиденьем) имеется крепление для огнетушителя и табличка с порядком операций пожаротушения. Кабина имеет большую площадь остекления, что хорошо с точки зрения обзорности, но некомфортно в жаркие солнечные дни – одного переднего противосолнечного козырька недостаточно, оператор не может защитить себя от солнечных лучей. Как вариант следует рассмотреть тонирование стёкол или установку солнцезащитных шторок.
Расположение органов управления не вызывает затруднений и в целом удобно в эксплуатации.
В процессе испытаний в конструкцию машины были внесены изменения (см.Раздел 4 )
6 В Ы В О Д Ы
Трактор сельскохозяйственный гусеничный БЕЛАРУС 2103 не полностью соответствует требованиям НД по показателям назначения и безопасности, не полностью соответствует современным требованиям сельскохозяйственного производства.
Требуются корректирующие мероприятия по устранению несоответствий
Директор Р.А. Дергачев
Главный инженер А.И. Ефанов
Заведующий КИЛ Г.В. Ячменев
Начальник отдела В.Ф. Артюков
испытаний с/х машин
Ведущий инженер А.В. Площенко
|